Страница обновлена 12.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 144"
города Ярославля

Страница обновлена 12.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 144"
города Ярославля

2.1.2. Результаты участия воспитанников в проектной деятельности

- в проектной деятельности 

 

Уровень

(образовательной организации, муниципальный, региональный, федеральный), название, год участия.

Результат участия

(указывать количество победителей, призеров, участников).

Название приказа, № и дата, учреждение/организация, издавшая приказ, либо подтверждающая справка от администрации образовательной организации

«Я – талантлив»,  2015 год, муниципальный

https://mdou144.edu.yar.ru/news.html?page=5

22 участника

«Мир без жестокости», 2015 год, муниципальный

15 участников

Организация мини – музеев в д/с. Создание мини – музея «Куклы наших бабушек» 2015год, муниципальный

Презентацию мини – музея можно посмотреть по ссылке:

https://mdou144.edu.yar.ru/stranichka_vospitatelya/rezunkova_ekaterina_nikolaevna.html

 

25 участников

 

Работа по проекту «Мир без жестокости»:

Проект мини – музей «Куклы наших бабушек»

Задачи фольклорного мини-музея:

приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
патриотическое воспитание;
художественно-эстетическое воспитание;
знакомство с особенностями народного быта;
воспитание у дошкольников основ толерантности;
воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.

История народной куклы.

Из чего делали кукол.

Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности.

Изначально кукла существовала тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в неё вложена фантазия и душа. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились  в семье, передавались из поколения в поколение вместе с приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала

из  заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки  ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. Ведь самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла –  зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через  кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества,  а  для взрослых – это единственная  возможность вернуться в мир детства.

Всем известен народный обычай – дарить детям куклы. В древние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что игрушка – подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие.

Ребёнок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно, это побуждало к труду, творчеству – к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

С 4-5 лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.

Делали игрушки и взрослые, относились к этому серьёзно и с душой. Материалы для изготовления брали разные: мох, бересту, прутья, лыко,

мочало, тряпки, даже обычное полено могли нарядить куклой. Интересные куклы мастерили из соломы, сена.

Традиционную народную куклу делали из разных материалов: травы, соломы, лыка, веточек, палочек и, конечно, лоскутков старой одежды.

В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и стар, и млад.

Крутить кукол дети начинали с 4-5 лет. Сначала делали самых простых – из 2-3 лоскутков, без ножниц и иголок. Первых кукол малыши делали с мамой или старшими сестрами, а потом и самостоятельно. Часто мастерили их из доступных материалов прямо во время игры.

Когда-то изготовление ткани было делом трудоемким, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Ее легко можно было разорвать руками, что важно в обережных куклах.

Существовало поверье, что при их изготовлении нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который ее носил.

Делали кукол также и из новой ткани – для свадеб и на подарки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил. А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой и оберегом. Кукол хранили в сундуках и корзинах и передавали их по наследству.

В богатых домах одежда куклы была похожа на одежду их обитателей – она была из богатых тканей, с вышивкой и украшениями. Такие куклы были очень дорогими, они даже имели свои комнаты.

Кукла — это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Это обычаи и обряды, связанные с самодельными куклами. Играя в куклы, малыши определенным образом «проигрывают» взрослую жизнь.

На Руси считалось плохой приметой прерывать играющего ребенка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье. В старину кукле приписывали магические свойства. Куклы-обереги, куклы-покровительницы ремесла, кукла «Невеста-жених», прочно скреплявшая брачные узы. Раньше к любому празднику в семье изготавливалась кукла, в которую вкладывалась частица души мастера. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось грешным делом. Их бережно складывали в сундук, а на их месте появлялась новая. Например, кукла «День и ночь» была обязательной в любом доме. Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной в комнату, а первый проснувшийся домочадец сразу же поворачивал куклу дневной стороной.  Такой оберег защищал дом от всех напастей.

 Какие бывают куклы.

Куклы делятся на три  группы: игровые, куклы-берегини и обрядовые. В прошлом крестьянская кукла имела разные предназначения. Одних кукол почитали и ставили в избе в красный угол. Существовало поверье, что если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка  висит Куватка, то она отгонит от него злую силу. Эти игрушки были небольшого размера и разных цветов, что развивало зрение ребенка.

 Берегиня сна отгоняла своими крыльями дурные сны, поэтому ее вешали над кроватями. Кукла, символизирующая женскую судьбу, должна была быть нарядной. Верили, что чем краше кукла, тем счастливее женская доля.

Были игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Все эти куклы изготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Кукол делали без лица, так как считалось, что кукла с лицом приобретает душу  и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси испокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза, рот, нос: нечистый дух «анчутка» может вселиться. Исключение составлял мужичок-лесовичок, который и так является представителем нечистой силы.

Обычно изготавливались куклы очень быстро и просто, ведь у женщин была масса обязанностей и забот. Основой кукол-пятиминуток молги служить поленце, кора деревьев, картон или кусочек плотной тканной материи. Все это аккуратно сворачивалось, перевязывалось пояском — это сильный оберег, повязывался платок — и кукла готова. Поэтому и назывались такие куклы «свертки«.

Были на Руси и специальные куклы, которые оберегали от лихорадки и всевозможных потрясений дом и его жильцов. Вешались они гирляндой и назывались «лихорадка«. Подобных кукол-берегинь было в те времена множество: берегини сна, детства (внутрь таким куклам помещались молитвенники, опосле чего руками заботливых матерей все это складывалоь под подушку малыша).

Куклами коляда, Масленица, Пасхальная Закрутка встречали традиционно христианские праздники.

А на свадьбу готовили специальную куклу-статуэтку, изображающую жениха и невесту. Вставлялась такая кукла в центр праздничного пирога — «рощи», или, как его еще называют, «разгонного пирога». Пирог этот подавали в последний свадебный день, и он служил своеобразным сигналом окончания праздника. Так как русского человека из-за стола с горячительными напитками и закусками выпроводить непросто, то, когда пирог торжественно раздавали гостям, последние, откланявшись, должны были расходиться. Все, что от лакомства оставалось, — это кукла, которую новобрачные ставили на самое видное место в доме и хранили всю жизнь. Кстати, кукла эта представляла собой рогатину, где жених и невеста «сидели» на разных веточках. Но рука у них была единая — символ неразрывности брачных уз.

Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок-голышок. Отличительной особенностью техники ее изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками.  Куклу обязательно подпоясывали. Малышок был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что Малышок-голышок, изображающий мальчика, — достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Кукла «на выхвалку» являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет, и это было своеобразным экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сестрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то  и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла продемонстрировать свое знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы «на выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи, гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели свои названия: Простоволосая, Кукла с косой, Молодуха, Кукла нарядная. Она и была тем экзаменом, что отделяла детство от юности.

Были куклы  лечебные. Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Было предание, что на Руси жили два брата – погодки. Они были бессеребрениками, лечили людей и не брали денег и еды. Но однажды один из братьев взял за лечение немного еды. Другой брат  обиделся и велел после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки братьев  возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благополучие и здоровье в дом.

Много обрядов на Руси проходило с помощью специально сделанных кукол. Например, древний обряд «похороны кукушки«. Это посвящение 12-летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед праздником Троицы. Он состоял в следующем: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не подглядывал. Там они водили хороводы, пели песни и «кумились». В знак того, что две подружки на один год становились кумами, они обменивались венками и специально сделанными для этой цели куклами. Впрочем, по прошествии определенного времени и при желании можно было «раскумиться», сняв с себя обязательства доброжелательного отношения друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь, делая куклу, девочка вкладывала в нее частичку своей души, прилагая старание и все свое умение, думая о ней, и вот кукла отдана подружке!

После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки специально сделанную для этого случая соломенную куклу. Изготавливали ее из высушенной травы «кукушкины слезки». Потом девочки хоронили ее, не обязательно закапывали, а прятали, избавлялись от нее. Тем самым они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывала яйца в гнезда других птиц и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведенного обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от «кукушества», провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательство «не быть кукушкой».

Куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью  праздников, процесса воспитания детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их ни в коем случае не выбрасывали: грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность – оберег жизни.

Берегиня (Столбушка). В базе этой куколки столбик из бересты. Береза – дерево, почитаемое на Руси с стародавних времен. Российские люди с незапамятных времен считали, что березка обладает особенной целительной силой. Считается, что эта куколка – ассистентка в духовной беседе. Ей можно посетовать на судьбу, высказывать все, что наболело и волнует, тогда и станет легче и понятнее, как жить далее.

 Куколка "На счастье". Волосы с незапамятных времен числились знаком женской силы, лишиться косы числилось позором. Потому главное в классической куколке "На счастье" – это ее толстая закрученная коса, не считая всего остального, конкретно с ее помощью она твердо стоит на ногах. Если такую куколку даруют юным супругам, то она как будто малюсенькое семейное счастье, которое предстоит помножить и сохранить. Как свое счастье, так и эту куколку не выставляют на показ. Сберегают от стороннего взгляда.

 Кувадка. В Орловской, Костромской губерниях существовал ритуал кувады, связанный с таинством рождения малыша, во время которого присутствующий отец грядущего малыша совершал определенные деяния, являющиеся защитой от нечистых сил. К этому ритуалу и делались кувадки – куколки, в которые должны были вселиться злые духи, оберегая тем мама и дитя. Они являлись оберегом прямо до таинства крещения – приблизительно две недели. Потом их сжигали. Ритуал забыт, а куколки остались.

Это волшебная колыбельная куколка Бессоница. Когда без видимой предпосылки начинал рыдать малыш, мама, чтоб успокоить его и защитить от злых духов, стремительно сворачивала из 2-ух лоскутков ткани куколку – идол и клала ее в колыбель, приговаривая: "Сонница – бессоница, не играйся с моим дитятком, а играйся этой куколкой".

Чтоб при священном омовении 19 января злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготавливали куколку – заменителя Крестец и втыкали в снег на краю проруби. Для вербования внимания духов к крестовине привязывали ленточки, в обряде ряжения участвовали в главном мужчины и юные мужчины, потому куколка Крестец символизировал мужчину.

 Пеленашка – это куколка идол, и 1-ая игрушка новорожденного. Пеленашка делается такового размера, чтоб поместилась в ручку малыша, тогда она сумеет быть первой игрушкой, которую он будет держать и рассматривать.

 Куколка День и Ночь – идол жилья. Хозяева говорили с этой куколкой. Днем обращались к светлой куколке с пожеланиями, чтоб денек был благополучным. Вечерком перед сном обращались к черной куколке – чтоб ночь прошла расслабленно. Куколка берегла всех домочадцев – охраняла их духовный настрой.

 Кролик на пальчик делали либо даровали ребенку от 3-х лет. Конкретно в этом возрасте предки начинали оставлять малыша 1-го, и чтоб ему было не жутко, и было с кем играть, ему делали такового зайку (идол от одиночества и ужаса). Кролик выполнен в 2-ух вариантах (один просто одевается на пальчик, у другого есть лапки и хвостик).

 Куколка на ложке. Перед сном на очах у малыша мать брала в руки древесную ложку и пару цветных тряпочек- и все это превращала в куколку, с которой ребенок засыпал. Наутро тряпки снимались и ложка снова использовалась в хозяйстве. Ну видно, поэтому, что не богачи ж люди были, ложки для дела использовали.

 Колокольчик – куколка Хороших Вестей. Родина куколки – Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Эта куколка приносит в дом Удовлетворенность и Веселье, она идол неплохого настроения. Даря Колокольчик, человек вожделеет собственному другу получать только отличные известия и поддерживает в нем удовлетворенное и радостное настроение.

 Кукла – "стригушка". Делалась она из стриженой травки. Когда дама уходила в поле, она брала малыша и, чтоб он мог играть с кое-чем, делала ему куколку из травки. Нередко такую куколку использовали в целительных целях. Когда ребенок болел, то в такую куколку вплетали целительные травки. А когда ребенок играл с ней, то запах травки оказывал целебное действие на него.

Травница – обрядовая кукла, которая берегла своих домочадцев от хворей. Ее подвешивали у колыбели младенца, а если в доме кто – то болел – ставили у кровати больного. Благодаря ей в дом не проникали злые духи и болезни.                                                                                               

Подорожница – маленькая куколка, которая должна была помещаться в ладони, так как ее брали с собой в дорогу. У куклы в руках узелок, в который клали либо золу( символ домашнего очага), либо горошину( чтобы в дороге было сытно). Считалось, что Подорожница защищает в пути от бед и несчастий.

Неразлучники – свадебная обрядовая кукла. Это традиционный семейный оберег. Традиционно кукла участвовала в свадебной церемонии, как символ новой семьи. Ее дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце, и подвешивали впереди повозки молодоженов. Обе эти куклы олицетворяли мужское и женское начало. Отличительной особенностью куклы была общая рука. Супруги должны идти по жизни рука об руку быть вместе и в радости и в печали.