1.1.1. Создание условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Проектирование РППС в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГОС.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС в нашей группе строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. В настоящее время мы активно работаем над обогащением среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Все пространство РППС группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Столы для организованной совместной деятельности расположены в соответствии с нормами СанПина. Каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Мебель группы закреплена и изготовлена из экологически чистых и безопасных материалов. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, соответствуют возрастным особенностям детей. Игрушки проходят обработку (моются в проточной воде с мылом). Сломанные игрушки или утратившие свой эстетический вид заменяются новыми или предметами – заместителями. Пространство группы постоянно трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе находится ковер – место сбора всех детей. Свободное пространство в центре группы дает возможность для двигательной активности детей. Во время занятий или свободной деятельности здесь мы проводим физкультминутки, динамические паузы, игры. Столы и стулья переставляются в зависимости от задуманной деятельности. Игры, пособия, мебель полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности. Игры и пособия расположены в доступных для детей местах, используются по желанию детей, меняются в соответствии с календарно – тематическим планированием. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Таким образом, развивающая среда группы является вариативной. РППС, спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
В 2013 – 2014 учебном году мы провели глубокий всесторонний анализ соответствия РППС требованиям ФГОС и напметили план по ее совершенствованию.
В соответствии с проведенным анализом на соответствие РППС современным требованиям мы пришли к выводу, что необходимо усилить работу по социально – коммуникативному развитию. Так в приемной мы повесили экран «Здравствуйте, я пришел!». Ребенок утром размещает свою фотографию на этом экране. Таким образом, он начинает чувствовать себя членом сообщества детей. Я – личность, член коллектива. Постоянно работает наш «Уголок именинника». В уголке мы вывешиваем фотографию ребенка, записываем его день рождения (число и месяц, с целью познавательного развития). Есть у нас чудесный мешочек для подарков. В него мы кладем подарок от родителей, а так же те подарки, которые приготовили дети для именинника. В свой день рождения ребенок это центральное лицо в группе.
Для усовершенствования разделов познавательного и речевого развития было решено освоить технологию «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича. Группа пополнилась игровыми пособиями Воскобовича, которые решают задачи всестороннего развития детей. Дети с большим интересом и желанием играют в эти игры, а в процессе игры учатся и развиваются.
Внесение в РППС атрибутов (кассовый аппарат, корзины для покупок, каталоги товаров и т.д.) для сюжетно-ролевой игры «Магазин» вызвало у детей желание стать продавцами различных товаров. В результате появились сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Кафе». Внесение в «Парикмахерскую» бус, заколок, шарфов, платков способствовало возникновению сюжетно-ролевой игры «Салон красоты», после чего игра переросла в «Центр красоты и здоровья».
Учебный год |
Наличие плана (программы) развития РППС |
Планируемые результаты развития РППС |
2012 – 2013 |
Cоздать центр «Занимательная математика». |
Создать игротеку для самостоятельных игр с игровыми материалами, способствующими познавательному и математическому развитию детей. Эти игры развивают логические операции: сравнение, классификации, сериации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий , на следование и чередование и др. Добавить игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, психических процессов, особенности внимания, памяти, мышления. Результат развития РППС: повысился интерес детей к математике, у детей активно развиваются мыслительные операции, такие как анализ, синтез, классификация. Так же вариативное мышление, фантазия, воображение, творческие способности. |
2013 – 2014 |
Создать центр «Будущий первоклассник». |
У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Мы решили поддержать и развить этот интерес. Выделили в группе учебную зону, обстановка которой приближена к учебной среде класса: ставим столы рядами, как парты, повесили школьную доску. Это впоследствии в определенной степени поможет детям адаптироваться к учебной среде класса. Мы включили в среду группы школьную атрибутику: обучающие тетради, линейки, ручки и карандаши, колокольчик для звонка. Подобрали книги, в которых рассказывается о школьной жизни, вместе с детьми изготовили альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами о школе. В игровой уголк добавили атрибуты сюжетно – ролевой игры «Школа». Результат развития РППС: у детей осуществляется плавный переход к учебной деятельности, что помогает детям в определенной степени адаптироваться к обучению в школе.
|
2014 – 2015 |
Создание мини – музея «Куклы наших бабушек». |
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. В процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика. Для создания экспонатов музея активно привлекаются родители. Результат развития РППС: дети приобщаются к общечеловеческим ценностям, у них возникает интерес к культуре своих предков, развивается художественно-эстетическое чутье, дети знакомятся с особенностями народного быта, у них происходит воспитание основ толерантности.
|
2015 – 2016 |
Создание центра «Игры Воскобовича». |
Все игры объединены в комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения. С помощью этих игр у детей осуществляется предматематическая подготовка, ознакомление их с окружающим миром, развивается речь, творческое мышление. Ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Дети легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать. Результат развития РППС: игры Воскобовича это комплексный материал, который решает задачи всестороннего развития детей. Мониторинг детей показал, что они умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук, что способствует развитию речи. |
Вывод:
Я считаю, что насыщенная предметно – пространственная и образовательная среда, которую мы создали в группе, стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Предметный мир, окружающий ребенка, мы пополняем и обновляем, приспосабливаем к новообразованиям определенного возраста. Мы стараемся развивать у ребенка представления о его собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдение.